Частные школы Казахстана на грани потери господдержки: что это значит для родителей и учеников?

Министерство просвещения Казахстана планирует сократить финансирование частных школ, что вызвало опасения среди родителей и руководства учебных заведений. Обсуждения продолжаются, и ведомство рассматривает возможность введения дифференцированного подхода к финансированию, чтобы обеспечить более справедливый доступ к образованию.
Частные школы Казахстана на грани потери господдержки: что это значит для родителей и учеников?

В Казахстане возникли споры относительно решения Министерства просвещения о сокращении финансирования частных школ. В данной статье рассматриваются причины этого решения и его потенциальные последствия для образовательной системы страны.

Изменения в системе финансирования частных школ

С момента внедрения механизма государственного образовательного заказа в частных школах в 2019 году в Казахстане было открыто около 800 частных учебных заведений, что обеспечило более 300 тысяч новых мест для учеников. На реализацию этого механизма государство выделило 465,3 миллиарда тенге из республиканского бюджета.

Министерство просвещения решило сократить количество частных школ, получающих государственное финансирование, с 1 января 2026 года.

"Для тех частных школ, которые претендуют на государственный заказ, установлен годовой платеж от родителей, не превышающий 1200 МРП (более 4,5 миллиона тенге). Ведется работа по пересмотру предельных размеров родительской платы. Предлагается, чтобы она не превышала 1 миллион тенге в регионах и 2,5 миллиона тенге в крупнейших городах Казахстана. Это касается только тех школ, которые претендуют на получение государственного заказа. Это - мера социальной справедливости. Государственная поддержка должна направляться туда, где она реально расширяет доступ", - пояснили в министерстве.

Таким образом, государство продолжит финансировать частные школы, но количество учреждений, получающих поддержку, будет уменьшено. Например, если в крупных городах родители платят более 2,5 миллиона тенге в год, то такие школы не будут получать господдержку, что позволит перенаправить средства в учреждения с более низкой платой.

В 2024 году на обучение детей в частных школах Казахстана государство планирует потратить 134 миллиарда тенге, что в среднем составляет 695 тысяч тенге на одного ребенка.

Опасения родителей и образовательных учреждений

Планы Министерства просвещения по сокращению господдержки частных школ вызвали опасения среди родителей и руководства учебных заведений.

  • Родители, чьи дети обучаются в частных школах, опасаются повышения стоимости обучения, что может привести к необходимости перевода детей в государственные школы.
  • Родители детей, обучающихся в государственных школах, выражают беспокойство о возможном увеличении нагрузки на эти учреждения, что может ухудшить качество образования.
  • Руководство частных школ предупреждает о возможном ухудшении условий работы и массовом закрытии учебных заведений, что снизит доступность качественного образования.

Позиция Министерства просвещения

В Министерстве просвещения отметили, что многие опасения являются необоснованными.

"В Казахстане 744 частные школы получают госзаказ. И только менее 100 школам нужно пересмотреть размер родительской платы, чтобы соответствовать новым требованиям. При этом всего в стране у нас 8155 школ", - сообщили в пресс-службе ведомства.

Таким образом, нововведение затронет лишь 13,5 процента частных школ.

"Важно подчеркнуть, что речь не идет о прекращении поддержки частных школ со стороны государства. Мы переходим к более сбалансированной, выверенной и справедливой модели финансирования. Новая модель направлена на повышение эффективности использования бюджетных средств, усиление социальной справедливости и выравнивание доступа к образованию", - добавили в министерстве.

Окончательное решение по данному вопросу еще не принято. Министерство продолжает обсуждения с участниками процесса и анализирует предложения регионов, родителей и экспертов.

"Рассматривается возможность введения дифференцированного подхода - с учетом уровня образовательных услуг, территориальных и социальных особенностей. Это обеспечит более гибкий и справедливый механизм", - заключили в ведомстве.